Новостью номер один на уходящей неделе стало сообщение о том, что концерн General Motors продал АвтоВАЗу свою долю в СП по выпуску Chevrolet Niva. Теперь имя «Нива» снова принадлежит тольяттинскому автогиганту. Равно как и все производство внедорожника. Вспоминаем историю проекта и рассуждаем, что может быть дальше.
Замену классической «Ниве» начали разрабатывать еще в 1980-х годах. При тех темпах обновления модельного ряда, если не сильно затягивать проект, АвтоВАЗ мог уложиться в приемлемые сроки и выдать соответствующую времени машину. Но случилось превращение СССР в кучу самостоятельных государств, и все сопутствующие этому процессы никак не способствовали быстрой и эффективной работе.
Получилось «как всегда»: до стадии предсерийного автомобиля новая «Нива» добралась только к концу 1990-х. На Московском автосалоне 1998 года публике показали прототип ВАЗ-2123, тольяттинский внедорожник второго поколения. Его сразу спроектировали пятидверным, ликвидировав главные недостатки машины-предшественницы – тесный задний ряд с ограниченным доступом и «никакой» багажник (у первой «Нивы» пятидверная модификация 2131 появилась только в 1993 году). Но агрегаты во главе со слабым двигателем 1.7 остались.
Машина вышла симпатичной и явно ожидаемой покупателями. Одна загвоздка: собственных средств освоить серийный выпуск у вазовцев не было. Напомним, что август 1998-го ознаменовался экономическим кризисом в России, в результате которого курс рубля по отношению к доллару обвалился втрое, с шести до 18 рублей. Да и без дефолта дела у автогиганта шли не блестяще.
Мелкосерийную сборку в опытно-промышленном производстве начали только три года спустя, в 2001-м. Под названием ВАЗ-2123 сделали всего около 800 автомобилей. Спасение пришло в лице иностранного партнера, американского концерна General Motors. В том же 2001 году было создано совместное предприятие GM-АвтоВАЗ, начался набор персонала и строительство нового завода. В 2002-м производство заработало на полную мощность, а россияне получили доступный внедорожник Chevrolet Niva, заполнивший нишу между бюджетной «Нивой» и иностранными моделями. К СП перешли и права на имя, из-за чего некоторое время спустя АвтоВАЗ был вынужден переименовать старый полноприводник в «Ладу 4х4».
За 17 лет конвейерной жизни «Шнива» перенесла один рестайлинг и постепенно обрастала лимитированными сериями и опциями. Последней стала, к примеру, мультимедийная система с навигацией, смотрящаяся в интерьере из начала 1990-х чужеродно. Но проблему устаревших агрегатов и слабого двигателя так и не решили – дорого! Chevrolet Niva со 122-сильным двигателем Opel 1.8 в 2006-2008 годах увидела свет в тысяче экземпляров и на рынке «не пошла». Собственным мотором аналогичной мощности и объема не спешил делиться АвтоВАЗ. Проект «Шнивы-2», показанный на Московском автосалоне 2014 года, похоронили Крым, санкции и очередной экономический кризис.
В итоге замеревшая в развитии модель к концу 2010-х подошла с падающим спросом и полным отсутствием интереса «родителей» — GM и АвтоВАЗа – вкладываться в модернизацию. Американцы утратили интерес к нашему рынку и участвовали в проекте, пока он еще способен выживать. АвтоВАЗу хватает своих забот, и растить конкурента под чужой эмблемой ему не с руки. При таком положении дел Chevrolet Niva была обречена умереть через несколько лет, когда спрос окончательно упадет, а машина будет неспособна пройти очередную сертификацию.
Было ясно, что ситуация должна каким-то образом разрешиться. Развязка неожиданно наступила на этой неделе. И даже без предварительной «подготовки» слухами. Концерн General Motors продал свою 50%-ную долю второму участнику СП – АвтоВАЗу. Российский автогигант, как известно, принадлежит альянсу Renault-Nissan, так что, вероятно, в сделке не обошлось без денег французско-японской компании.
Вместе с акциями «Ладе» вернулись все права на имя «Нива». А это означает, что историческое название вскоре может получить обратно и классический внедорожник, до сих пор пользующийся хорошим спросом в России. Не исключено, кстати, что приостановка запуска машин с обновленным салоном как-то связана с выкупом вазовцами доли GM. Детали неизвестны, но в качестве одного из вариантов можно предположить, что шильдик «NIVA» появится на полноприводниках совсем скоро.
Что касается «Шнивы», то и ее ждет скорое обновление. По имеющимся данным, вариант с измененным дизайном передней части кузова уже готов. Падение продаж столь скромное обновление не остановит, и АвтоВАЗ, скорее всего, возьмется за машину всерьез. Старой «Ниве» бывший Chevrolet не конкурент: пятидверный внедорожник дороже, современнее и просторнее. Не стоит опасаться и кроссоверу Renault Duster, который, в свою очередь, еще дороже и менее приспособлен к покорению серьезного бездорожья. Так что у вазовцев открывается простор для деятельности, и автомобиль наверняка скоро появится в осовремененном виде.
Что касается GM, американцы не уходят из России. Бренды Chevrolet и Cadillac остаются на нашем рынке и, как обещают, расширят свое предложение.
Источник: carclub.ru
Комментарии закрыты.